Открытое письмо Сергея Шерстюка к губернатору Николаю Цуканову
Ситуация в сфере ЖКХ, а особенно вопросы обеспечения коммунальными услугами жилых домов, предприятий и социальных обьектов в Калининградской области в преддверии зимы, а также проводимая Правительством КО тарифная политика, вызывает тревогу и опасения.
Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, судя по всему, парализована и деморализована не только событиями последних дней, но и чередой судов, которые она с завидным постоянством проигрывает. При этом расплачиваться за просчеты в работе Службы придется региональной казне - Правительству Калининградской области ( а по большому счету всем жителям т.к. оплата пойдет из бюджета).
Так 18 июня 2013 года (дело - А21-424/2013 )суд вынес решение – «Взыскать в пользу открытого акционерного общества «Калининградская генерирующая компания» убытки в размере 200 338 464 рублей за счет средств бюджета (казны) Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области».
Таким образом, неправильное формирование тарифов для Гусевской ТЭЦ, Светловской ГРЭС-2, Калининградской ТЭЦ-1 создало опасный прецедент, по которому уже пошли и другие ресурсоснабжающие организации (в частности МУП «Калининградтеплосеть») подало иск на сумму - 469 414 900 рублей к Правительству Калининградской области 28 августа 2013 года (Дело № А21-202 /2013 ), на очереди судебный иск от ОАО Янтарьэнерго тоже на «кругленькую» сумму. Из-за грубых просчетов в работе Службы по государственному регулированию цен и тарифов нанесен финансовый ущерб указанным ресурсоснабжающим организациям на сумму более 1 млрд.руб., которые в свою очередь будут взысканы с Бюджета Калининградской области в виде «понесенных убытков» (упущенной выгоды).
При такой тенденции через полгода Правительство Калиниградской области может оказаться в трудном финансовом положении, если не сказать, банкротом.
Службой не выполнен Указ Президента РФ от 07.05.2012 N600 по установлению долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов.
Кроме того, Служба, вопреки нормативным требованиям, не анализирует работу предприятий и не делает оценку влияния на них процедур регулирования, не проводит экспертизу принимаемых тарифов и не обосновывает доступность их для населения. Более того, Служба с успехом противодействовала проведению независимой экспертизы, на чем настаивали общественные организации. Экспертные заключения общественных организаций игнорировались и, в нарушение закона, не включались в качестве приложений к протоколам правления и тем самым не доводились до ФСТ. В связи с отсутствием технико-экономического анализа работы предприятий, Служба не владеет в полном объеме ситуацией на регулируемых предприятиях. Поэтому установленные тарифы не являются экономически обоснованными, скорее они несут в себе административно установленную величину. Ради истины, следует сказать, что и предприятия экономически не обосновывают свои предложения и представляют в Службу производственные программы, в которые заложены заведомо завышенные расходы по отдельным статьям затрат. И вот такие «антинародные» программы, которые, естественно, ведут к необоснованному росту тарифов, утверждает руководство муниципалитетов, лоббируя тем самым интересы только муниципального предприятия, забыв о платежеспособности населения.
Служба не выполняет федеральные требования по формированию регулируемыми предприятиями инвестиционных программ, программ повышения энергоэффективности, проведения энергоаудита, разработки и утверждения потерь энергии, удельных расходов топлива, запасов топлива и т.д. Именно поэтому в нашем регионе одни из самых высоких тарифов на природный газ, отопление и горячую воду. Об этих нарушениях общественность неоднократно информировала Правительство КО.
Практически, сегодня вся система работы Службы является несостоятельной и требует коренной перестройки.
Возникает закономерный вопрос – почему такое стало возможным и кто виноват. Очевидно , что Правительство КО утратило контроль за работой Службы.
Но, кроме этого, в Правительстве КО и муниципалитетах не разработаны программы по модернизации и повышению энергоэффективности предприятий коммунального хозяйства. В результате чего продолжается рост износа основных фондов, потери энергоносителей при их транспортировке остаются на высоком уровне, не происходит улучшения качества предоставления коммунальных услуг. Все это создает предпосылки к постоянному росту расходов коммунальных предприятий на эксплуатацию и содержание своих основных фондов (котельные, насосные станции, теплотрассы и т.д.), которые входят в состав тарифов соответствующих коммунальных услуг. Естественно , все это приводит к росту тарифов.
Муниципалитеты проводят политику в сфере ЖКХ по остаточному принципу и брошены, практически, на произвол судьбы из-за отсутствия достаточных финансовых средств. Поэтому системно не решаются вопросы по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ, а также не обеспечивается конкуренция на рынке коммунальных услуг.
Даже единичные случаи привлечения инвесторов, как в п. Янтарном, заканчиваются позорным расторжением концессионных соглашений и решениями судов о взыскании с Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» суммы 11 155 158 руб. задолженности по концессионному соглашению от 30.04.2009 г в пользу ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА». Это лишнее подтверждение тому, что системная работа в сфере ЖКХ в муниципалитетах не ведется.
Общественная палата КО, экспертное сообщество неоднократно обращались в Правительство КО и лично к Вам с предложениями по реформированию ЖКХ и изменению тарифной политики. Последние предложения были сделаны в марте этого года после проведения общественно-политического совета при Губернаторе К.О. ,который как раз был посвящен проблеме формирования тарифов на коммунальные услуги. К сожалению , эти предложения не нашли в Правительстве КО широкого и конструктивного обсуждения , соответственно и ответа или решения по ним тоже нет.
В создавшейся ситуации считаем необходимым обратиться к Вам публично с целью скорейшего рассмотрения наших предложений по наведению порядка в ЖКХ и, в первую очередь, проведения независимой экспертизы основных тарифов на коммунальные услуги в Калининградской области, а также принятия мер по разработке и реализации основных положений, изложенных в Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 600. Только с Вашей помощью можно нормализовать работу Службы по Государственному регулированию цен и тарифов и установить, наконец-то, экономически обоснованные и справедливые тарифы на коммунальные услуги для населения Калининградской области.